Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Лидер XXI века, энциклопедия практической психологии

 

Двигатель лидерства

В этой главе мы постараемся ответить на вопрос, есть ли особенности лидерства и в чем они заключаются, которые могли бы обеспечить долгосрочное преуспевание организации, а не просто успех в рамках отдельно взятых проектов.

Этот момент изучал исследователь Н. Тичи, результатом его исследований стала концепция «двигателя лидерства». Идея концепции заключается в том, что долгосрочный успех организации определяется тем, что лидеры «высшего эшелона» уделяют особое внимание формированию лидеров на всех уровнях. Другими словами, в этом случае лидер не только обладает набором всех необходимых качеств, которые ведут компанию к процветанию, но и способен подготовить себе достойных преемников.

Концепция Тичи включает и конкретные идеи, которые позволяют лидерам выработать навыки, необходимые для воспитания новых лидеров. Лидеры достигают поставленных целей и, при этом, не просто используют своих последователей в рамках процесса достижения цели, но и стремятся превратить своих последователей в лидеров, способных мыслить самостоятельно. При этом настоящий лидер считает обучение других одной из самых главных своих функций, и использует любые возможности для реализации обучения. Кроме того, постепенно подобный взгляд становится частью культуры компании, включается механизм «двигателя лидерства».

Согласно теории Тичи, лидер способен воспитывать новых лидеров, поскольку обладает «передаваемой точкой зрения», то есть четко сформулированной и структурированной системой ценностей, которая основывается на его знаниях и системе ценностей. Эта система без труда воспринимается последователями лидера.

Итак, чтобы сформировать передаваемую точку зрения, необходимо выработать систему идей и осознать ценности, на основе которых лидер будет осуществлять свою деятельность. При этом система идей обязательно должна поддерживаться системой ценностей.

Давайте попробуем рассмотреть систему «идеи-ценности» на примере компании General Electric. До того, как пост главы компании занял Джек Уэлч, компания руководствовалась старой системой.

Эта система включала следующее:

Идеи — централизованная власть и полномочия; быть во всех смежных областях бизнеса. Ценности — уважение власти; строгое следование предписаниям и процедурам; выработка бюджета, который гарантировано будет исполнен; методичный подход к ведению бизнеса.

Новая система, выработанная Уэлчем, была направлена лишь на одну цель — сделать Electric компанией № 1 в мире. И это ему далось, компания в 1996 году (через 15 лет, после того, как Джек занял пост) заняла первую позицию в списке мировых компаний.

Его система была построена на следующем:

Идеи — сделать компанию № 1 или № 2 в мире; отказаться от старых методов ведения бизнеса; сосредоточиться на новых, быстрорастущих видах бизнеса; разделить власть между отделениями и корпоративным центром; позволить каждому отделению руководствоваться собственной стратегией и самостоятельно набирать персонал; из 240 ненужных центров прибылей и убытков сделать 13 основных и глобальных направлений деятельности.

Ценности — искать правильный, но несложный выход; быть быстрее других; соперничать; излучать уверенность; стремиться к тому, чего нельзя достичь; стремиться уничтожить границы.

Когда мы сравниваем старые и новые идеи и ценности компании, мы видим, что эта компания стремится стать открытой системой, которая способна активно адаптироваться к меняющимся условиям. При этом новая система «идеи-ценности» сформулирована так, что ее способен понять любой сотрудник компании.

Но Тичи считает, что лидер должен не только знать то, что он хочет донести до своих последователей, но он должен это делать эмоционально, чтобы его не только поняли, но и поверили ему. Задача лидера сделать убеждения справедливыми, чтобы его последователи верили в эффективность предлагаемых идей.

Тичи, в связи с этим, предлагает лидеру придерживаться «эмоциональной» теории, которая включает следующие параметры:

  • Лидер должен создать ощущение срочности необходимых изменений
  • Четко сформулировать миссию компании, эта миссия должна вдохновлять последователей и стоить тех усилий, которые будут направлены на ее воплощение
  • Цель должна требовать всех сил
  • Лидер должен создать атмосферу работы в команде
  • Лидер должен внушать уверенность, что цель достижима
 
 
Rambler's Top100