Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Лидер XXI века, энциклопедия практической психологии

 

Приемы самоподачи

Каждый из нас хотя бы раз задавался вопросом, какое впечатление он производит на окружающих. То есть, каковы результаты его самоподачи. А между тем восприятием партнера, собеседника можно вполне успешно управлять, направлять его внимание на нужные факторы.

Наш собеседник, так же как и мы, имеет свои цели, собственное представление о характере взаимодействия, но главное — он способен очень сильно повлиять на то, как мы его видим. Этот процесс, который подразумевает способность живого объекта вмешиваться в процесс восприятия собственного образа у партнера по общению, носит название самоподачи. И, по сути, заключается в управлении вниманием собеседника.

При восприятии неодушевленного, пассивного объекта мы формируем свое отношение, по большей части, опираясь на собственное внутреннее состояние. Если вы находитесь не в лучшем расположении духа, то ваше внимание будет направлено на все недостатки объекта, напротив, хорошее расположение духа позволит вам акцентировать внимание только на положительных сторонах объекта. Когда мы оцениваем объект, он не может влиять на наше восприятие его, но когда речь идет об оценке, восприятии собеседника, то здесь все иначе.

Каждый из нас способен управлять вниманием собеседника, и для этого в нашем распоряжении множество средств — яркая одежда, мимика, жесты, интонация и многое другое. С помощью этих инструментов мы можем создавать иерархию элементов своего образа, ставя и выводя на первое место наиболее интересные элементы, которые помогут сделать наш образ более привлекательным и интересным для собеседника. Мы как бы сообщаем партнеру «вот на это обратите внимание в первую очередь, затем на это, это и это, а вот потом на это, а теперь посмотрите сюда…». Управление вниманием собеседника может производиться как осознанно, так и неосознанно. При этом осознанность процесса не имеет отношения к успеху или неудаче нашей самопрезентации. Но, безусловно, совершенная осознанная самоподача намного более эффективна в ряде случаев. Это сродни «волшебству» фокусников, которые управляют вниманием аудитории мастерски.

Самоподача — это средство, которое позволяет управлять вниманием других. Но цель самоподачи не заключается в этом управлении. Цель самоподачи — создание нужного образа в глазах собеседника, который определяется нашими целями. Также следует помнить, что основа самоподачи — интуитивное знание об особенностях формирования первого впечатления. Мы неосознанно (по большей части) направляем восприятие собеседника по какому-либо определенному пути. Этот процесс может включать как навязывание определенного стереотипа, который способен задать контекст отношения к вам, либо сообщение той информации, которая поможет собеседнику лучше определить ваши мотивы и цели, либо способы управления собеседником, которые направлены на более тесное и точное взаимодействие.

Управление вниманием, восприятием собеседника происходит по средствам акцентирования и выделения тех особенностей, которые «включают» соответствующие механизмы социального восприятия. Далее мы рассмотрим наиболее распространенные из них.


То как мы выглядим очень сильно влияет на то, как окружающие воспринимают нас и наше поведение.
Самоподача превосходства

Подобная самоподача, чтобы являться успешной, обязательно должна опираться на определенные признаки, а именно, знаки превосходства — соответствующая манера одеваться, говорить и вести себя. То есть акцент делается на тех деталях, которые показывают высокий социальный статус. Очень важно, чтобы ключевые моменты, на которые направляется внимание собеседника, были подчеркнуты и выделены.

Так, к примеру, модная и дорогая одежда будет являться необходимым акцентом лишь в том случае, когда окружающие одеты не по моде. Если же все одеты примерно одинаково, этот элемент не сработает. Именно поэтому в определенных кругах происходит «гонка» за новинками моды, она необходима, чтобы поддерживать самоподачу на необходимом уровне. А поскольку превосходство по большей части выражается через стоимость одежды, аксессуаров и других атрибутов высокого социального статуса, то именно эти моменты должны быть выделены при самоподаче. Соответственно, если вам необходимо скрыть в силу каких-то причин превосходство над собеседником, то акцент нужно делать на совершенно противоположных вещах.

Самоподача привлекательности

Такой аспект, как привлекательность, также позволяет управлять собой. При этом данный аспект важен для всех, в отличие от превосходства, на которое делать акценты не всегда уместно и целесообразно.

Инструменты, с помощью которого делаются акценты на привлекательность, могут быть различны — это затраты на косметические средства, усилия, направленные на формирование имиджа. Есть правило самоподачи привлекательности, которое известно почти каждому: сама по себе одежда не может украшать человека, человека украшает та работа, которую он проделал, чтобы одежда соответствовала его внешним данным.

Бывают случаи, когда нам все же требуется снижать свою привлекательность — прием гостей (бытует стереотип, что хозяйка не должна быть красивей гостей), чужая свадьба (стереотип гласит, что невеста должна затмить всех своей красотой), сдача экзамена женщине-преподавателю (не зачем подчеркивать особенно девушке-студентке свою привлекательность и вызывать раздражение). В этих случаях самоподача привлекательности также производится, но только акцент делается на меньшие затраты времени и усилий.

Самоподача отношения

Самоподача отношения значительно превосходит обе вышеописанные самоподачи, ведь главное для любой коммуникации, демонстрация отношения к собеседнику. При этом важно в некоторых случаях демонстрировать не только хорошее отношение, но и плохое (неодобрение, например). Недооценка самоподачи отношения может достаточно сильно сказаться на эффективности общения.

Азы приемов самоподачи мы начинаем усваивать еще с детства, когда родители объясняют ребенку, что есть хорошо, а чего не следует делать, что сказать и т.д. Потому самоподача отношения происходит более осознанно, чем самоподача привлекательности и превосходства. Ведь каждому известно, что хмурый взгляд, нетерпеливость в жестах, официальность тона не могут настроить собеседника на дружелюбный лад, в то время как открытость взгляда, позы, улыбка, напротив, располагают и помогают наладить контакт.

Однако эти знания в большей степени интуитивны, ведь как отличить открытый взгляд, к примеру, от пристального, который чаще интерпретируется как враждебность? Только опираясь на свои ощущения, опыт и интуицию. Но интуитивные знания в большей степени относятся к невербальным способам самоподачи отношения. Вербальные же способы самоподачи нам хорошо известны и их значительно легче классифицировать по типу «позитивная самоподача» и «негативная самоподача» — это наше согласие или несогласие с собеседником, выраженное в словесной форме.

Очень важный момент в самоподаче отношения, чтобы вербальный способ не противоречил невербальному, поскольку наличие противоречия всегда будет замечено собеседником (на интуитивном уровне, по крайней мере), а, значит, собеседник будет вынужден сделать вывод о том, что вы ему врете, что приводит к отрицательной оценке вас в его глазах.

Самоподача актуального состояния

Это проявление в нашем облике и поведении актуального на данный момент состояния. В некоторых случаях, когда мы хотим подчеркнуть какие-либо переживания, чтобы собеседник нас лучше понял, мы можем «переигрывать», то есть излишне подчеркивать свое волнение, к примеру, или гнев. Это может происходить как ненамеренно, так и специально, но в любом случае это есть самоподача нашего актуального состояния, которая направлена на то, чтобы собеседник понял истинные мотивы поведения. Если же мы скрываем свое состояние, стремимся не проявлять внешне свои чувства, то речь идет об отрицательной самоподаче, ведь в реальном общении попытка скрыть свои истинные чувства только затрудняет взаимопонимание. Если вы заинтересованы в своем собеседнике, необходимо избавляться от отрицательной самоподачи, то есть вести себя более непринужденно и открыто. Самоподача актуального состояния очень существенна и важна для успешной коммуникации.

Самоподача причин поведения

Не менее важную роль играет самоподача, цель которой проинформировать собеседника о причинах своего поведения. Наиболее простые способы подобной самоподачи — это фразы и обороты, которые мы частенько употребляем — «обстоятельства сложились таким образом, что…», «я был вынужден…», «я не виноват, что…» и т.д. Внимание партнера по общению привлекается в этом случае к причине действий, которая на наш взгляд является наиболее приемлемой.

Есть и более сложные приемы такой самоподачи. Например, рассказы людей о разнообразных жизненных затруднениях, причем независимо от желания или не желания собеседника их слушать. Подобная самоподача носит долговременный характер, поскольку, когда человек решает поинтересоваться о состоянии дел у такого собеседника, он тут же вспоминает про подобные «рассказы», а потому часто приписывает причину уже известным обстоятельствам, а не качествам человека. Обратная же позиция человека, которая выражается фразой «мне всегда везет» обычно приводит к тому, что окружающие видят лишь поведение «счастливчика».

Все стороны самоподачи нельзя описать, но важно помнить, что они влияют на понимание нас нашими партнерами. Потому задумайтесь, почему, к примеру, вы постоянно виноваты во всех своих неудачах, а такой же как вы Василий Васильев всегда является жертвой обстоятельств… Видимо в этом проявляется помимо несправедливости мнения окружающих еще и ваши усилия.

На наше общение с партнерами самоподача влияет всегда, она не зависит от того, насколько полно мы себе представляем этот процесс и как мы относимся к нему. Например, два человека собираются на «важный» разговор к начальству. При этом первый надевает официальный костюм, белую рубашку, галстук; второй же, наоборот, выбирает неформальную одежду — потертые джинсы, свитер и кроссовки. Однако в этом случае самоподачу производят оба человека, несмотря на отношение к этой самое самоподаче. Первый пытается сделать акценты на официальность и респектабельность, второй — на независимость и самостоятельность.

Самоподача присутствует в совершенно любом коммуникационном процессе, независимо от того, хочет человек или нет производить ее. Поэтому необходимо признать ее присутствие в общении и попытаться понять закономерности, средства и методы этого процесса.

 
 
Rambler's Top100