Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Лидер XXI века, энциклопедия практической психологии

 

Теория Херси-Бланшара

В последнее время все большую популярность приобретает ситуационная модель лидерства, авторами которой являются П. Херси и К. Бланшар. Теория Херси-Бланшара гласит, что выбирать стиль лидерства необходимо, исходя из степени готовности членов команды к выполнению задания.


Нужно учитывать и характер работы. Например, эффективность работы кассиров со временем снижается, поскольку работа является рутинной.

При этом понятие «готовности» к выполнению задания определяется четкими параметрами. Подчиненный готов выполнить задание, если он: во-первых, способен его выполнить; во-вторых, хочет его выполнить; в-третьих, уверен в своих силах. Ну и, конечно, готовность предполагает наличие у подчиненного знаний и умений, необходимых ему для того, чтобы выполнить задание. При этом желание выполнить задание так же включает убежденность в необходимости его выполнения и мотивацию. В связи с чем можно выделить четыре комбинации факторов, которые характеризуют готовность подчиненного выполнять задание.

1 фактор — Подчиненный способен и хочет выполнить задание, он уверен в себе.

2 фактор — Подчиненный способен выполнить задание, но не хочет или не уверен в своих силах.

3 фактор — Подчиненный неспособен выполнить задание, но хочет его выполнить или уверен в своих силах.

4 фактор — Подчиненный неспособен и не хочет выполнять задание или не уверен в собственных силах.

При этом 1 фактор соответствует высокой готовности к выполнению задания. 2 и 3 факторы соответствуют средней степени готовности. 4 фактор соответствует низкой степени готовности.

1 и 2 фактор: деятельность подчиненного (команды) регулируется самим подчиненным (или командой).

3 и 4 фактор: деятельность подчиненного (команды) должна направляться лидером.

В соответствии с этим авторы теории выделяют и 4 основных стиля поведения лидера, которые определяют систему принятия решений.

При 1 факторе лидер должен использовать следующую модель: «Передать подчиненному (команде) ответственность за принятие решения и исполнение задания». Модель S4.

При 2 факторе модель лидера такова: «Делиться с подчиненными своими идеями и принимать участие в рассмотрении решений и их принятии». Модель S3.

При факторе 3 лидер должен следовать такой модели: «Объяснять решения и давать разъяснения на любом из этапов». Модель S2.

При факторе 4 модель следующая: «Давать конкретные распоряжения и обеспечивать постоянный контроль над их исполнением». Модель S1.

Следует помнить, что при высокой готовности излишний контроль только повредит делу. При этом решения принимает команда (1 фактор).

Для каждой модели характерны основные формы поведения лидера.

Модель S4: Делегировать полномочия, наблюдать за ходом работы, отслеживать промежуточные результаты, завершать проект.

Модель S3: Участвовать в процессе, поощрять активность и инициативу, сотрудничать с командой, проявлять преданность.

Модель S2: Убеждать, объяснять, прояснять, представлять идеи.

Модель S1: Указывать, говорить, направлять, устанавливать сроки и порядок.

Но здесь необходимо учитывать сложность межличностных взаимоотношений. Авторы считают, что даже при высокой готовности подчиненных к выполнению задания и при применении лидером модели S4, эффективность все равно может быть нулевой, если лидер не будет пользоваться уважением своей команды, доверием или авторитетом.

Нужно учитывать также и характер работы. Так, к примеру, эффективность работы кассиров в ресторанах Макдональдс со временем снижается, поскольку работа является рутинной. И, несмотря на опыт и знания, кассиры все с меньшим энтузиазмом и внимательностью выполняют ее. Поэтому для решения этой проблемы используется метод ротации и обновления персонала.

Успех этой модели объясняется тем, что после анализа ситуации, можно выбрать оптимальный стиль лидерства на этот момент и в тоже время целенаправленно воздействовать на подчиненных, чтобы регулировать их готовность и повышать эффективность их деятельности.

Таким образом, руководитель, желающий стать лидером, должен научиться определять степень готовности своих подчиненных к выполнению задания, а также подстраивать свой стиль поведения под каждую конкретную ситуацию. Иногда это требует действий, которые изначально не свойственны руководителю, поэтому в таких ситуациях необходимо прибегнуть к самоанализу.

 
 
Rambler's Top100