Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Лидер XXI века, энциклопедия практической психологии

ГЛАВНАЯ / Лидер XXI века / Уверенное поведение, как инструмент влияния / Формирование имиджа - метод Станиславского

 

Формирование имиджа - метод Станиславского

Понятие «имидж» включает не только внешний вид, под ним подразумевается и особенность поведения, и образ мышления, и способ действий, включенные в групповое общение. Чтобы обрести имидж, необходимо изменить поведение в ролевой активности. Особенностям этого процесса посвящена не одна концепция, и среди этого многообразия можно выделить концепцию Станиславского, которая объясняет процесс обретения имиджа с позиции исполнения ролей.

В основе любых устремлений человека лежит сверхзадача, она подразумевает цель деятельности, заключенную в осуществлении главных жизненных задач. Стремление к сверхзадаче, по мнению Станиславского, — это стержень жизнедеятельности человека. Сверхзадача скрыта в нашем подсознании и способна подчинять себе любые жизненные ситуации. Сверхзадача осуществляет постоянное напоминание человеку о конечной цели его деятельности. И нацеленность человека на сверхзадачу осуществляется в рамках сквозного действия, а не хаотично. Под сквозным действием Станиславский подразумевал масштабность ролевого поведения, которое слагается из различных фрагментов человеческого поведения.

Так сверхзадача и сквозное действие вносят организованность в процесс играния роли человеком, позволяя ему вжиться в эти роли и сделать их частью своей жизни. Этот феномен любой лидер способен направить в нужное русло и, таким образом, довести проявление своего имиджа до совершенства.

Сложность здесь состоит в следующем: лидер вынужден играть две роли, первая включает врожденные и приобретенные в ходе жизнедеятельности реакции; вторая представляет собой набор тех реакций, которые соответствуют вновь приобретенному имиджу. Потому деятельность лидера предполагает наличие одновременно двух сверхзадач и, соответственно, сквозных действий.

При этом вторая сверхзадача (формирование вновь приобретенного имиджа) является приоритетной по отношению к первой. Но именно первая сверхзадача определяет все то, что обеспечивает ролевое поведение человека в рамках его нового имиджа.

Теперь попробуем разобрать, каким образом формируется сверхзадача. Станиславский считает, что она закреплена в психике и существует в виде словесной формулировки, которая включает много глагольных оборотов. Ведь глаголом проще обозначить любое действие, а сверхзадача подразумевает именно действие. В формулировке сверхзадачи присутствует два глагола, один из них является побуждающим, второй — нацеливающим на определенное действие. Например, «хочу делать …»

Рассмотрим ситуацию. Предположим, есть некая команда во главе с лидером. В процессе взаимодействия за лидером закрепилось прозвище «акула», поскольку в его поведении отчетливо проявлялись такие черты, как самоуверенность, напористость, излишняя раздражительность, жесткость. Однажды лидер начинает понимать, что подобный имидж вредит его взаимодействию с командой и, соответственно, сказывается на продуктивности деятельности. Он решает поменять имидж «акулы» на более дружественный, ну скажем, имидж «дельфина», если продолжать рыбную тему. Но прежде, чем приступить к действиям, направленным на смену имиджа, необходимо сформулировать сверхзадачу для нового имиджа.

Итак, как вы считаете, какая формулировка наилучшим образом подойдет для новой сверхзадачи? Естественно она должна отвечать нескольким параметрам: во-первых, формулировка должна являться метким и ярким словесным оборотом; во-вторых, она должна затрагивать подсознание, побуждать к действиям; и, в-третьих, она обязательно должна содержать нацеливающий глагол. В нашем случае эта формулировка может иметь такой вид: «Хочу действовать по модели „дельфина“!»

Теперь у нас готова фраза сверхзадачи, но этого недостаточно. Необходимо продумать и уточнить и другие детали. Ведь формулировка может иметь более развернутый вид. Скажем: «Хочу действовать по модели „дельфина“. Хочу проявлять больше дружелюбия и терпения к своим подчиненным. Хочу заслужить их доверие и побудить их следовать за мной».

Но помните, что нельзя формулировать сверхзадачу в таком виде: «Хочу быть „дельфином“!» Чтобы стать дельфином, нужно ликвидировать врожденную сверхзадачу, поскольку она будет противоречить нашей новой сверхзадаче. А это сделать практически невозможно. В формулировке же «Хочу действовать по модели «дельфина», глагол «действовать» нацеливает нашего лидера лишь на отдельные элементы поведения, которые подразумевают изменение модели взаимодействия с людьми, но они не требуют полного изменения личности человека. Чтобы изменить модель поведения, необходимо слиться с ролью, которая обозначает новый имидж, этот процесс подразумевает три этапа:

  • Этап первый — проанализировать линии действий ролей
  • Этап второй — создание роли «жизни человеческого тела»
  • Этап третий — создание роли «жизни человеческого духа»

Анализ линии действий подразумевает разбор действий роли сначала по крупным событиям, а затем по дробным событиям. А далее по каждому из отрезков сформулировать сверхзадачу и сквозное действие.

Поэтому в нашем случае лидеру придется сначала в деталях представить элементы поведения модели «акула», затем элементы поведения модели «дельфин». Перед лидером ставится задача заблокировать черты «акулы» и развить качества «дельфина», а далее сформировать роль поведения, которая соответствует его новому имиджу.

 
 
Rambler's Top100