Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ


Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


Бригады психического здоровья (mentalhealth teams)

 

Работа Джералда Каплана оказала большое влияние на определение консультирования в области психич. здоровья. Джон Альтроччи обобщил осн. тезис Каплана и последующие уточнения в следующей формулировке: консультирование в области психич. здоровья представляет собой «взаимодействие между двумя и более людьми — консультантом или консультантами, являющимися специалистами в области психич. здоровья, и консультируемыми лицами, обращающимися за помощью к консультантам по вызывающим у них нек-рые затруднения вопросам своего повседневного или профессионального функционирования, значимым для психич. здоровья».

Бригады обычно междисциплинарны по составу и включают как дипломированных специалистов, так и парамедицинских работников, технический персонал и группы поддержки. Члены бригады — обычно психиатры, психологи, психиатрические соц. работники, медсестры, учителя, священнослужители, консультанты по вопросам занятости и реабилитации, арт-терапевты и др. Консультирование постепенно отделилось от др. видов профессиональной деятельности — психотерапии, супервизии, просвещения и совместной работы.

Каплан предложил классиф. из 4 категорий консультирования по вопросам психич. здоровья на основе типа проблем и ориентации. При клиентоцентрированном консультировании специалист предоставляет услуги непосредственно клиенту, направленному клиницистом, с к-рым существуют косвенные отношения. При центрировании на консультируемом лице внимание сосредоточивается на его работе, консультант не входит с ним в терапевтические отношения. При программно-центрированном административном консультировании внимание уделяется каким-то элементам орг-ции или программы консультируемого. При административном консультировании, центрированном на консультируемом, внимание сосредоточено на работе консультируемого лица в рамках определенной орг-ции или программы.

Попытки упорядочивающей категоризации представляются важными. Как только установлены границы, м. б. точнее определены различные ожидания, сроки консультативных контрактов и цели консультирования. Разграничение поддерживает тж ясность процедуры консультирования, имеющей много характеристик. Шелдон Корчин лаконично описал эти характеристики: консультирование осуществляется на добровольной основе, консультант должен сохранять независимое положение, отношения ограничены по времени и подход ориентирован на проблему. Экономическое обоснование целей консультирования сделано Макленнан, Куинн и Шредером. Цели консультирования связаны с оказанием помощи консультируемым в понимании имеющих отношение к психич. здоровью измерений, их программ и проблем, разрешении межличностных конфликтов и связанных с программой кризисов, приобретении или улучшении необходимых производственных навыков и умений исследовать, планировать, развивать свою работу и оценивать ее эффективность. Цель консультации — сделать консультируемых способными к более эффективному независимому функционированию, исключающему долговременную зависимость от консультанта.

Консультируемые представляют собой разнородный контингент лиц, занятых в сфере предоставления разнообразных услуг. Исходя из многогранности консультируемой группы, всегда признавалось целесообразным проводить консультирование в самых разных местах.

Каплан описал ряд факторов, решающих для установления контакта при консультировании. Он считает, что взаимодействие должно быть совместным устремлением к какой-то большой цели — решению сложной проблемы. Он акцентировал важность поддержки чувства собственного достоинства клиента в ходе совместного решения проблемы.

При консультировании в области психич. здоровья использовались различные теорет. модели. В целом, доминирует индивидуально-клиническая психодинамическая ориентация, использовавшаяся Капланом. Однако предлагались и подходы, учитывавшие взаимодействие индивидуума с соц. окружением. Среди этих теорет. моделей — принципы теории орг-ции, приложения экологического подхода, элементы теории открытых систем и принципы модификации поведения.

Многое написано и о трудностях, с к-рыми сталкиваются консультанты. Каплан и Роман описали ряд таких стрессоров. Они обратили внимание на то, что вопросы профессиональной идентичности возникают, когда службы здравоохранения и соц. обеспечения взаимодействуют в рамках бригадного подхода. Профессиональная идентичность — важный элемент самоуважения, и потому ролевые имиджи и содержание ролей членов бригады должны быть точно определены и скоординированы. Каплан и Роман обнаружили тж тенденцию к «гиперпрофессионализации» «непрофессиональных» членов бригады. Это, как они утверждают, порождает стресс и ощущение неуверенности как у работника, так и у бригады в целом. Генри Грюнбаум рекомендовал в таких случаях междисциплинарное сотрудничество и дифференцированное распределение ролей.

Будучи озабоченными вопросом, окажутся ли они приемлемыми для консультируемых, консультанты борются тж с проблемой, смогут ли они принять ограничения своих возможностей. Большую трудность вызывает вопрос конечной ответственности за принимаемые решения и ответственности консультирующего перед обслуживаемым им клиентом. Консультанты сталкиваются тж с проблемой выхода за пределы заботы исключительно о консультируемом и необходимости учета того, как его поведение отразится на его коллегах. Наконец, консультанты должны быть готовы заново сформулировать свою роль в связи с тем, что член бригады должен иметь многогранное видение клиента.

Джон Альтроччи и Берис Макленнан подчеркивали наличие большого количества трудностей при консультировании. Альтроччи указывал на такие интрапсихические проблемы, как недостаточную чуткость и дипломатичность консультанта, иллюзию своего всемогущества и игнорирование отрицательной обратной связи с клиентом. Макленнан указывала на такие ситуативные проблемы, как неадекватно сформулированный контракт консультирования, обеспечение доступности консультирования и трудности, возникающие при переадресовании консультируемого.

В академических учреждениях проводятся официально утвержденные программы тренинга консультантов с определенным курсом теорет. подготовки. На обучение принимаются как студенты, так и дипломированные специалисты. Программы подготовки включают курсы, семинары, практические занятия и супервизию. Неформальный тренинг проводится в добровольно создаваемых профессионалами группах самоподготовки. Эта модель включает аналогичные компоненты официально утвержденных программ обучения.

См. также Профессиональные консультации (professionalconsultations)

Дж. Биндер, В. Карл



Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


 
Rambler's Top100