Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ


Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


Психологическое здоровье (psychologicalhealth)

 

Все психотер. системы имеют свой взгляд на природу чел., свою концепцию этиологии болезни и свое видение П. з. Это видение яв-ся конечной точкой успешной терапии в том виде, как она определяется в каждом отдельном направлении.

Некоторые исследователи, движимые неудовлетворенностью традиционными клиническими классиф. психич. здоровья, основанными на патологии, разрабатывают и эмпирически изучают модели положительного здоровья.

В первоначальной хартии ВОЗ видение здоровья было сформулировано в положительных терминах: «Здоровье есть состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи».

Изучение П. з. осложняется рядом проблем. Между наукой и челов. ценностями существует «серая область». П. з. представляет собой культурную ценность. Равновесие здесь очень хрупкое.

Различные взгляды на психологическое здоровье

Теории П. з. часто опираются на те представления о чел., к-рые присутствуют в каждой традиции.

Существуют 4 широких представления о природе чел., приведенные в табл.3. Согласно первой теории, чел. яв-ся плохим и в основе своей аморальным. Согласно второй теории, все люди рождаются хорошими, неиспорченными. Третья теория придерживается концепции tabula rasa «чистого листа»: существование предшествует сущности. Четвертая теория утверждает, что люди с рождения обладают самоактуализирующейся сущностью, к-рая носит не только личный характер, как утверждает вторая теория, но и отражает божественную, космическую или трансперсональную искру, свойственную каждому. Имеются также теории, основанные на комбинации этих воззрений.

 

Таблица 3. Четыре представления о природе человека

 

1. От рождения плохой/аморальный

2. От рождения хороший, обладающий самоактуализирующейся сущностью

3. Tabula rasa: существование предшествует сущности

4. От рождения хороший, по своей сущности гармонирующий с божественным

 

Цель учения. Цель «доктрины» соотносится с пониманием П. з. и моделью природы чел., в рамках к-рой оно появилось (см. табл. 4).

 

Таблица 4. Цель учения

Теория

Представление о природе человека

Понимание здоровья

1

От рождения плохой/аморальный

Уменьшение порочности и/или стремление к спасению

2

От рождения хороший, обладающий самоактуализирующейся сущностью

Раскрытие себя

3

Tabula rasa: существование предшествует сущности

Создание себя

4

От рождения хороший, по своей сущности гармонирующий с божественным

Раскрытие своей сущности

 

1. Теория аморальной природы чел. Поскольку люди в основе своей плохи, целью может быть только одно — сделать их лучше. В рамках концепции психоанализа, целью яв-ся дать индивидууму больше контроля над импульсами Оно (Id);в традиционном христианстве цель — побудить людей стремиться к Богу и к спасению вследствие осознания своей первично греховной природы.

2. Теория доброкачественности. Согласно этой теории, понятие П.з. предполагает стремление (или побуждение) индивидуума раскрыть свою самоактуализирующуюся природу. Роджерс сказал: «Двигаться прочь от фасадов, долженствования, ублажения других, двигаться к правильной ориентации себя — к тому, чтобы стать более независимым, все больше доверять себе и ценить тот процесс, которым является сам человек».

3. Теория Tabula rasa: существование предшествует сущности. Согласно этой теории, главное в релятивистском мире — сделать свой собственный выбор, упорно двигаться в выбранном направлении (экзистенциализм) и обучиться навыкам, необходимым для оптимального функционирования в данной культуре (бихевиоризм).

4. Трансперсональный подход. Цель — пробуждение (нирвана, кеншо) в своем истинном Я, к-рое «яв-ся не отдельным Я», а частью большего (мирового, космического и т. д.) Я.

Представления о природе человека

Цель терапии. Для тех, кто исходит из первой теории, лучшее, что можно сделать — это прийти к к.-л. разрешению проблемы, т. е., к «наилучшим из возможных» условиям для Я. Задача терапии — раскрыть и понять первичные травматические события.

Психология Я. Психология Я (эго) использовалась разными лицами и в разные времена для описания широкого спектра подходов. Они располагаются на континууме от т. зр. неопсихоанализа на свободную от конфликтов сферу эго до представлений о врожденном, самоактуализирующемся интрапсихическом эго.

Представление об индивидууме. Вторая теория, представителем к-рой яв-ся Роджерс, исходит из того, что в каждом чел. имеется врожденный потенциал самоактуализации. Поэтому целью терапии является лишь обеспечение теплой, поддерживающей обстановки взаимного доверия, к-рая позволит чел. понять и принять свое врожденное Я.

Поведенческий подход. Этот подход используется как пример представлений с позиций третьей теории. В рамках поведенческого подхода имеется много различных группировок, каждая из к-рых включает дополнительные подгруппы. Поведенческая терапия предполагает наличие контракта между психотерапевтом и пациентом о выполнении определенных действий с целью модификации обозначенного проблемного поведения, с отдельным приложением в отношении неврозов и аффективных расстройств.

По мнению бихевиористов, чтобы быть свободными, люди должны знать о тех внутренних и внешних факторах, к-рые ими управляют. Это означает: а) иметь более точную информ. о последствиях альтернативного поведения; б) обучиться большему количеству навыков, необходимых для достижения целей; в) уменьшить тревогу, ограничивающую участие в выбираемых альтернативах. Свобода предполагает также точное знание о внутренней и внешней средах и орг-цию этих сред таким образом, чтобы максимизировать возможность индивидуального выбора.

В табл. 3 резюмируются эти три различные т. зр. — психология Оно, психология Я и поведенческая терапия. Эти взгляды отражают, соответственно, первую, вторую и третью теории.

Нетрадиционные подходы: четвертая теория — дзэн. Выше, описанные подходы сопоставляются в табл. 5 с восточным религиозно-философским учением дзэн-буддизма, представляющим подход с позиций четвертой теории. Восточная традиция исходит из того, что качества здорового чел. включают решимость и усилие, гибкость и приспособляемость, осмысленность, принятие жизни, проникновение в свое конечное Я, утрату чувства собственной важности, развитие в себе сострадания и стремления к бескорыстной помощи др. людям, углубление близких отношений с окружающими, повышение контроля над своим духом и телом и этические качества, такие как 4 абсолюта или неизмеримых состояния — сострадание (compassion), благожелательная радость (sympathetic joy), всеобъемлющая доброта (all-embracing kindness)и невозмутимость (equanimity).

 

Таблица 5. Сопоставление четырех школ психотерапии

Предмет обсуждения

Психодинамическая традиция (психология Оно: Фрейд)

Клиент-центрированная терапия (психология Я: Роджерс)

Теория соц. научения (поведенческая психология)

Дзэн-буддизм

Взгляд на природу чел.

Агрессивный, враждебный, неспособный контролировать свою жизнь, управляемый бессознательными силами

От рождения хороший, неиспорченный обладает интрапсихическим самоактуализирующимся Я.

При рождении — tabula rasa, лишенная «сущности»

Имеет врожденное чистое, хорошее, бессознательное Я (self), природа которого подобна природе Будды — оно во всем

Цель психотерапии

Сделать бессознательное сознательным, преодолеть детскую амнезию, раскрыть вытесненные воспоминания

Дать возможность чел. сознательно и глубоко прочувствовать (experience) такое Я

Намеченное поведение: при дефиците — обучить, при эксцессе — снизить; приведение поведения в соответствие с заданными критериями

Сделать бессознательное сознательным; услышать птицу, поющую в душе

Этиология заболевания

Подавление сексуальных и враждебных детских желаний инстанциями Сверх-Я и Я

Попытки соответствовать внешним требованиям и обязательствам; неспособность ассимилировать опыт в Я-концепцию

Средовые факторы; дефицит научения

Вера в то, что существует отдельное Я (self);жадность; самомнение; привязанности

 

Резюме

Не все из существующих взглядов на П. з. вписались в описанную модель четырех теорий. За ее пределами остались такие важные теории, как концепция индивидуации Юнга, концепция креативности Ранка и концепция самоактуализации Маслоу. М. Яхода указывает, что большинство определений положительного психич. здоровья фокусируется на одном (или нескольких) из следующих б аспектов: а) демонстрируемое чел. отношение к себе; б) стиль и степень самоактуализации; в) уровень личностной интеграции, достигнутый индивидуумом; г) степень достигнутой автономии; д) субъективная концепция окружающей реальности; е) степень овладения средой, достигнутая индивидуумом. Расширение познаний о положительном здоровье может многое дать клинической практике и потенциально всему об-ву в целом.

См. также Поведенческая медицина (behavioral medicine) , Общественная психология (community psychology) , Психология здоровья (health psychology) , Здоровая личность (healthy personality) , Психические болезни: ранняя история (mental illness:early history) , Первичная профилактика психопатологии (primaryprevention of psychopathology) , Психоанализ (psychoanalysis)

Д. Шапиро-мл.



Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


 
Rambler's Top100