Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ


Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


Порядок рождения и личность (birth order andpersonality)

 

Один из самых значительных вкладов в психологию, сделанных А. Адлером, состоит в постулировании связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из к-рых разрешается в разных семьях по существу сходным образом. Т. о., связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье.

Исслед. порядка рождения насчитывается с избытком. Несмотря на предельно эмпирический характер большинства этих исслед., их результаты ограничиваются разрозненными явлениями и неполными объяснениями, что неудивительно при отсутствии осн. и полной теории порядка рождения. Складывается впечатление, что имеется множество документальных подтверждений связей между порядком рождения и др. явлениями, но еще не сделано сколько-нибудь существенных шагов по пути понимания или объяснения результатов исслед. порядка рождения. По-видимому, невозможно одним только порядком рождения объяснить полученные в этой области результаты.

Тем не менее, впечатляющее количество исслед. порядка рождения отражает важность этого фактора. Даже в тех случаях, когда исслед. приводит к противоречивым результатам, их почти всегда можно объяснить пороками методологии или слабой теорет. базой, на к-рой основывалось данное исслед. Олмен, Грин и Кларк практически не обнаружили различий в личностных профилях, когда исключили действие всех факторов кроме порядка рождения. Однако, несмотря на подобную изобличающую «улику», исслед. порядка рождения продолжают приносить значимые результаты, особенно когда контролируются нек-рые критические факторы. Становится все яснее, что «влияния порядка рождения яв-ся более общими, чем предполагал Адлер», и, видимо, именно это навело Моузака на мысль о большей важности субъективного восприятия человеком своего психол. порядка рождения по сравнению с его местом в чисто биолог. последовательности рождений в семье.

Адлер утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в к-рой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста яв-ся положение ребенка в структуре семьи, связанное с порядком рождения. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, и удовлетворение этих потребностей распределяется между детьми в зависимости от порядка рождения. У двух любых детей стиль совладания с проблемой, возникающей при изменении ситуации в семье, никогда не совпадает. Адлер указывал, что потребности или запросы, влияющие на стиль жизни, соответствуют воспринимаемому порядку рождения конкретного ребенка.

Из этого следует, что есть 4 категории порядка рождения с соотв. наборами характеристик и исследовательских данных. Следует подчеркнуть, что такие характеристики показывают лишь общие тенденции и предназначены для того, чтобы помочь психологам делать предположения относительно порядка рождения и личностной динамики, а вовсе не для того, чтобы с их помощью описывать и маркировать конкретных людей.

Первенец. Первенцы занимают уникальное положение в семье. Родители объективно могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости соперничать со старшими братьями/сестрами и, хотя бы на время, поставлен в условия, когда ему ничего не остается, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти взрослые стандарты поведения.

Исслед. показывают, что эти факторы действительно сказываются на развитии личности. Первые дети в семье, в целом, чаще получают оценки по тестами интеллекта, попадающие в крайнюю правую (верхнюю) область распределения, яв-ся высоко мотивированными, достигают высоких постов и имеют сильную потребность в достижении. Среди студентов, получивших гос. поощрительную стипендию по результатам Национального квалификационного теста качества образования, количество первенцев равно суммарному количеству тех, кто родился вторым или третьим. Первенцы чаще всех других попадают в биографические справочники современников (Who's Who)и с большей вероятностью встречаются на руководящих должностях.

Такие дети, в тенденции, склонны проявлять высокую ответственность и ориентированы на продуктивность, чтобы соответствовать взрослым стандартам. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника.

Средние дети. Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значит быть единственным ребенком. Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы «захватить власть». Средний ребенок может находиться в тени старших сиблингов, к-рых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение — просто следствие возраста) и может пытаться выделиться в др. областях. Напр., если старший ребенок имеет интеллектуальные наклонности, то младший может стремиться к занятиям спортом или иск-вом.

Исслед. показывают, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям, нечестности и совершаемым по отношению к ним ошибкам. Вероятно, они не отказываются попробовать свои силы в иск-ве. Средние дети в семье, будучи весьма коммуникабельными и благосклонными к другим, яв-ся хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения.

Младшие дети. Младший ребенок тж занимает уникальное положение в семье. У него нет преследователей и, являясь «ребенком всей семьи», он никогда не будет лишен этого положения. Ранняя социализация последних детей в семье чаще включает снисходительное, балующее обращение с ними остальных членов семьи, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности.

Младшего ребенка легко избаловать, особенно когда старшие братья и сестры присоединяются к родителям в стремлении удовлетворить все его потребности. Результатом этого нередко становится чувство защищенности и неконкурентный характер: такой ребенок будет всегда искать поддержки других. Младший ребенок часто яв-ся самым «могущественным» в семье, прибегая к таким формам выражения своих желаний, как агрессивные действия и плач.

Младшие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне и любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в макс. возможное число групп, а тж имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все др. позиции в порядке рождения. Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам. Однако, высока вероятность того, что они могут оказаться в числе неуспевающих учеников, стать алкоголиками (зависимой личностью) и иметь самый низкий IQ. Тем не менее, положение последнего ребенка в семье обеспечивает ему максимум любви и заботы из всех возможных позиций в порядке рождения.

Единственный ребенок. Положение единственного ребенка в семье сходно с положением самого младшего в том, что над ним никогда не нависает угроза утратить свои привилегии, поскольку у него просто нет соперников. С первенцами таких детей роднит их единственность: им не нужно бороться за родительское внимание и они ориентируются в своем поведении исключительно на взрослые образцы поведения и стандарты деятельности. Родители склонны баловать единственного ребенка, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить привилегированное положение, просто захватывая «центр сцены», но не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия. Есть 2 возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым.

Исслед. показывают, что единственные дети испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготея к одинокому образу жизни. Они склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации. Они стремятся во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять макс. независимость и менее всего боятся неудачи. Для таких детей весьма вероятно поступление в колледж и успешное обучение. После первенцев, единственные дети имеют самый высокий IQ и самый высокий показатель потребности в достижении. И действительно, единственный ребенок в семье добивается в учеб. деятельности положения лидера и может превзойти учителя или наставника. Больше всего у единственных детей психол. проблем, и, по всей вероятности, они чаще обращаются за психиатрической помощью, причем неоднократно.

Исслед. будут продолжаться, т. к. качество и потенциал наших теперешних знаний в этой области, равно как и ожидаемые в ближайшем будущем данные, играют важную роль в понимании челов. поведения.

См. также Порядок рождения (birth order) , Детская психология (child psychology) , Развитие в раннем детстве (early childhooddevelopment) , Отношения сиблингов (siblingrelationships)

Р. Дрисколл, Д. Икстейн



Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


 
Rambler's Top100