Неопсихоаналитическая школа (neopsychoanalyticschool)
Семь теоретиков, первонач.
сторонников Зигмунда Фрейда, разошлись по ряду вопросов с ортодоксальным
психоан. подходом; нек-рые из них порвали с Фрейдом в результате этих
расхождений. Каждый из них модифицировал и в каком-то отношении расширил концептуальную
систему Фрейда. Нек-рых из этих семи теоретиков называли «неофрейдистами». Они
образуют ист. связь между Фрейдом и нек-рыми совр. теориями личности/психотер.
Первые пять — Карл Юнг,
Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Стэк Салливан — выделяются
взглядами, расходившимися с ортодоксальными психоан. воззрениями Фрейда. Они
придавали большое значение соц. и культурным факторам в формировании личности и
возражали против постулата Фрейда о биолог. детерминизме личности, в
особенности против преувеличиваемой им роли секса и агрессии в жизни человека.
Они тж, по сравнению с Фрейдом, придавали меньшее значение бессознательным
факторам как детерминантам личности и поведения человека. Хотя большинство из
них принимали тезис о том, что ранний детский опыт играет важную роль в
актуальном психол. функционировании и развитии, они отвергали представление о
том, что личность формируется и определяется ранним опытом.
Главным отличительным
признаком аналитической теории К. Юнга и его видения человека был акцент на
роли назначения и целей жизни. Юнг ставил в центр оптимистическую или
творческую сторону природы человека, стремление к полноте и роль жизни ради
назначения и значения. Юнг тж расширил фрейдовскую концепцию бессознательного,
рассмотрев бессознательные силы и как созидательные, и как разрушительные.
Главный отличительный
признак индивидуальной психологии А. Адлера — акцент на соц. детерминантах
личности. Он подчеркивал намеренность и целенаправленность поведения, считая,
что людьми движет потребность преодолеть чувство неполноценности и стремление к
превосходству.
Центральной идеей К. Хорни
является базисная тревога, ощущение ребенка, что он одинок в потенциально
враждебном мире. Ее теория личности фокусируется на роли тревоги, запускаемой
нарушениями в отношениях между родителями и детьми.
Э. Фромм считал, что люди
сами формируют соц. силы и т. о. создают собственную природу. В своих работах
Фромм подчеркивал экзистенциальный образ человека, включавший проблемы
одиночества, изоляции, чувства принадлежности и смысла жизни.
Г. Салливан разработал
теорию личности, главными аспектами к-рой являются межличностные отношения и
изучение отношений людей со значимыми другими. В психотер. Салливан видел врача
как участвующего наблюдателя, объективно и субъективно реагирующего на клиента.
Э. Эриксон, считающийся
эго-психологом, разработал подход к изучению личности, далеко выходящий за
пределы подхода Фрейда. Теория развития Эриксона исходит из того, что
психосексуальное и психосоциальное развитие неразрывно связаны и что каждая
стадия жизни характеризуется кризисом или главным поворотным пунктом, в к-ром
индивидуум или добивается успеха, или терпит неудачу.
Вильгельм Райх был
основателем телесно-ориентированной психотер., поместившим тело человека в
центр психологии. Главная идея Райха состояла в том, что эмоции — это выражения
динамики энергии тела и что хроническое мышечное напряжение блокирует этот
поток энергии, препятствуя выражению таких эмоций, как гнев, страх, боль,
радость и тревога.
См. также Адлерианская психология (adlerianpsychology) , Аналитическая психология (analyticalpsychology) , Теория Хорни (Horney's theory) , Психоанализ (psychoanalysis) , Интерперсональная теория Салливана (Sullivan'sinterpersonal theory)
Дж. Кори
|