Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ


Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


Наказание (punishment)

 

Н. является предметом, при обсуждении к-рого психологу столь же трудно удерживаться в рамках нейтральной и объективной терминологии, как и рядовому чел. Еще не так давно телесные Н. вызывали всеобщее одобрение. На Н. опирались как образовательная, так и правовая система. В настоящее время Н. оказалось в немилости. В рамках семьи то, что некогда одобрялось и рассматривалось как Н., сегодня может быть сочтено «жестоким обращением с ребенком» или «жестоким обращением с супругой». Однако, несмотря на общественную тенденцию к приобретению аттитюдами к определенным типам Н. отрицательной окраски, Н. или угроза Н. по-прежнему остаются повсеместным явлением в современном мире Люди, интересующиеся использованием Н., задаются следующими вопросами: действительно ли эффективно Н.? Если да, то когда, как и почему?

Что такое Н.? Психологи определяют Н. как введение некоторого аверсивного последствия, к-рое приводит к уменьшению тенденции в проявлении определенного способа поведения; или как последствие поведения, к-рое снижает вероятность его повторного возникновения.

Является ли наказание эффективным? Ранние работы по Н. с очевидностью показывали, что оно оказывается неэффективным в устранении нежелательного поведения. Однако более современные исслед. в этой области показывают, что Н. может подавлять или устранять поведение. Насколько действенным в этом отношении оказывается Н., зависит от целого ряда факторов, роль к-рых может изменяться от ситуации к ситуации; к числу таких факторов относятся характеристики наказывающего стимула, характеристики наказываемого поведения и характеристики наказываемого субъекта.

Сила наказания. Исслед. силы Н. в целом свидетельствуют о том, что чем больше сила наказывающего стимула, тем больше происходит подавление наказываемого поведения. Слишком слабый стимул может скорее возбуждать и подкреплять, нежели наказывать.

Близость по времени. В целом, для того чтобы Н. приводило к максимальному эффекту, оно должно осуществляться непосредственно за возникновением подавляемого поведения.

То, как изначально вводится Н., может иметь решающее значение. Н., изначальная сила к-рого была низкой и со временем постепенно увеличивалась, оказывает значительно меньший эффект в сравнении с внезапно вводимым и достаточно сильным Н.

В целом видится, что увеличение частоты Н. приводит к увеличению его эффективности и что последовательное наказание оказывается более эффективным, чем эпизодическое.

Эффективность зависит от силы наказываемой реакции. Очевидно, что длительное подкрепление наказываемого поведения противодействует и препятствует подавляющим эффектам Н. Эффективность также зависит от того, формировалось ли наказываемое поведение изначально на основе вознаграждения или на основе Н.

Характеристики субъекта. Существуют некоторые данные о том, что Н. постепенно утрачивает свою эффективность по мере того, как увеличивается мотивация субъекта к наказываемому поведению. Эффективность также изменяется в зависимости от степени знакомства субъекта с применяемым Н., категорий наказываемых, возраста и стадии развития внутри определенных категорий наказываемых. Челов. когнитивные способности (напр., мышление, воображение) могут тж оказывать влияние на эффективность Н. Словесная формулировка причин Н., по-видимому, облегчает дискриминацию и генерализацию его эффектов у людей. Словесное описание и припоминание поведения, к-рое подвергается Н., снижает влияние временных задержек между поведением и Н. В некоторых ситуациях, наблюдение людьми случаев Н. оказывает определенные эффекты, даже если такое Н. переживалось викарно. Наконец, Н. людей оказывается наиболее эффективным, если в их взаимоотношениях присутствует любовь.

Теории наказания

Предлагались различные теории для объяснения того, каким образом и почему Н. приводит к снижению частоты проявления наказываемого поведения. Динсмур объяснял эффекты Н. с т. зр. принципа образования простой S—R связи при научении избеганию. Согласно этому объяснению, частота возникновения наказываемых действий снижается вследствие увеличения частоты действий, к-рые вступают в конкуренцию или препятствуют наказываемой реакции. Др. теория объясняет эффекты Н. на основе выработки условно-рефлекторного страха и подкрепления любого действия или бездействия, к-рое позволяет устранять или контролировать такой страх.

Релевантные вопросы. Почему некоторые люди, по-видимому, ищут Н. и испытывают удовольствие от него? Иногда процедура Н. в действительности не уменьшает, а скорее повышает частоту возникновения наказываемого поведения. Как отмечалось ранее, это может происходить, когда наказываемое поведение было изначально сформировано путем Н.

Иногда оказывается, что родитель уделяет ребенку внимание лишь в случаях его дурного поведения и тем самым невольно превращает Н. в подкрепление. В результате может возникнуть ситуация, в к-рой Н. не только не оказывается эффективным, но в к-рой ребенок или подросток снова и снова стремится к нему. Вместо опровержения эффективности Н. такие феномены скорее доказывают эффективность подкрепления.

Эксперименты на обезьянах отчетливо демонстрируют, что Н. может вызывать невротические или явно пагубные эмоциональные побочные эффекты. Несмотря на то что такие побочные эффекты действительно выглядят пугающими и их ни в коем случае не следует игнорировать, они проявлялись не во всех экспериментах. Н. может также приводить к прекращению соц. отношений, оперантной агрессии, направляемой на источник наказания, и/или вызывать агрессию против тех, кто не имел никакого отношения к источнику Н.

Итоги

Н. может оказываться эффективным в устранении или снижении частоты нежелательных действий. То, насколько эффективным в конкретной ситуации окажется Н., зависит от целого ряда факторов, включ. характеристики наказывающего стимула, наказываемого поведения и наказываемого субъекта. При любом применении Н., в особенности к людям, следует учитывать потенциальные побочные эффекты Н., такие как прекращение соц. отношений.

См. также Приобретенные побуждения (acquired drives) , Контробусловливание (counterconditioning) , Теории научения (learning theories) , Подкрепление (reinforcement) , Вознаграждения (rewards)

Дж. Энджел



Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


 
Rambler's Top100