Механистическая теория (mechanistic theory)
Механистической наз. такую
психол. теорию, к-рая уподобляет всех животных, включ. человека, машинам и
исходит из того, что хоть живые существа и могут быть сложными, тем не менее
они — машины, и для объяснения их поведения не требуются никакие дополнительные
соображения.
М. т. нередко связывают с
детерминизмом и материализмом, но ее не следует с ними путать. Сторонник М. т.,
отказывающий живым существам в праве на душу или разум, всегда материалист, но
не всякий материалист является приверженцем механистического взгляда на мир.
Сторонник М. т. всегда детерминист, поскольку машины — детерминированные
сущности, но обратное утверждение неверно, ибо детерминист не обязательно
должен быть сторонником М. т., как не был им Спиноза, пантеист, к-рый, тем не
менее, придерживался крайних детерминистских взглядов и отрицал свободу воли.
Корни психол.
механистической доктрины лежат в механизации картины мира, вызванной научной
революцией XVII в. Согласно ньютоновскому взгляду на мир, Вселенная
— совершенный часовой механизм, следующий математически точным и неизменным
законам природы. Такой взгляд стал первым шагом к приобретению знаний о
природе, к-рые можно было практически применить, и он все еще остается притягательным
для физиков.
Механистический взгляд на
Вселенную был неизбежно перенесен на поведение. Начало этому процессу положил
Декарт, к-рый считал всех животными машинами, поведение к-рых определяется
механическим функционированием их НС. Люди, в той мере, насколько они являются
физ. телами, настолько же являются машинами, однако человек, по мнению Декарта,
обладает и «душой», свободной от действующего подобно машине тела. Несмотря на
эту оговорку, Декарт сделал существенный шаг в сторону «психол. механистичности»,
прежде всего наделив «душу» только одной способностью — способностью мыслить, и
объясняя восприятие, память, воображение и др. явно «психич.» формы активности
на основе физиолог. (т. е. механических) законов.
Жюльен Офре де Ламетри смело
заявил, что «человек — это машина». Хотя Ламетри и отвергал существование
«души», его нельзя назвать сторонником механицизма в совр. смысле этого слова,
ибо он был виталистом, делавшим различие между неорганической материей, из
к-рой состоят машины, и органической материей, образующей живые существа и
наделяющей их особыми свойствами. Однако он открыл дорогу последующим
механицистам и др. представителям атеистической философии эпохи Просвещения.
Доказательному изложению
механицизма помешали две научные преграды. Первая заключалась в плохом
понимании функций НС и связи мозга с поведением. На протяжении XIX и XX вв.,
с развитием сенсомоторной концепции нервной деятельности, согласно к-рой мозг
представляет собой своего рода коммутатор рефлексов, связывающий входные стимулы
с выходными моторными реакциями, эта преграда была постепенно преодолена.
Второй преградой оказалась проблема витализма, требующая ответа на вопрос о
том, как можно объяснить жизнь, размножение и изменение животных и растений, не
прибегая к иным понятиям и терминам, помимо полностью механических, причинных и
нетелеологических. Эта преграда была частично преодолена благодаря эволюционной
теории, доказавшей, что описать эволюцию органической материи можно и без
телеологии, и окончательно — благодаря открытию молекулы ДНК, к-рое сделало
возможным взгляд на процессы, происходящие с организмом на протяжении его
жизни, как на результат механического репродуцирования, копирования и передачи
информ., закодированной в двойной спирали.
См. также Эмпиризм (empirism) , Свобода воли (free will) , Религия и психология (religion and psychology) , Витализм (vitalism)
Т. Лихи
|