Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ


Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


Консультирование по вопросам карьеры (career counseling)

 

Консультирование по вопросам карьеры (КВК) — важный вид психол. вмешательства, сосредоточенного на отдельных функциях, таких как планирование карьеры, принятие карьерных решений, корректировка карьеры и эффективность трудовой деятельности. Эти вмешательства могут осуществляться в форме индивидуальной, групп. или цикловой (в рамках специальных программ) работы, а тж в любых сочетаниях трех указанных форм. Такого рода вмешательства строятся на интенсивном использовании методик профессиональной оценки, профпросвещения и оценки тенденций на рынке труда, а тж методик информирования клиентов о личных качествах, необходимых для конкретной работы.

Индивидуальные подходы в области консультирования по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе всегда отличались поэтапным взаимодействием с клиентом, включающим обычно от двух до пяти бесед (или интервью). Эти беседы разбиваются на следующие этапы:

1. Ознакомительная беседа, в течение к-рой консультант и клиент устанавливают рабочие отношения на уровне, позволяющем консультанту начать строить рабочие гипотезы о потребностях и благополучии клиента.

2. Этап, связанный с тем, что можно было бы назвать «определением проблемы», в течение к-рого осн. заботам клиента придается более ясное и точное выражение, чем при первой встрече, а тж производится приоритетное упорядочение его забот.

3. Оценочный этап, предполагающий более или менее систематическую оценку характеристик клиента, предположительно имеющих наиболее тесное отношение к очерченной проблеме или совокупности проблем. Для проведения этой оценки могут использоваться методы интервью, хотя иногда приходится прибегать к более широкому арсеналу психол. тестов и опросников. Кроме того, на оценочном этапе могут применяться методы моделирования и выборочного анализа работы.

4. Этап обратной связи, на к-ром консультант доводит до сведения клиента рез-ты и скрытое значение предыдущих этапов, особенно оценочного.

5. Этап реализации; главная обязанность клиента на этом этапе — принять решения, к-рые можно воплотить в жизнь подходящими способами, прибегая к помощи консультанта и используя осн. сведения, полученные на предыдущих этапах.

К. по в. к. обычно предполагает работу с «взрывоопасным» материалом (эмоционально нагруженным содержанием и аттитюдами), требующим от консультанта соотв. обращения. Первонач. в консультировании по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе явное предпочтение отдавалось групп. подходам как способу, экономящему время и деньги. Хотя такая оценка групп. работы справедлива и в наши дни, развитие групп. профконсультирования показало, что один консультант не может сравниться по результативности с неск. консультантами, работающими с аналогичной группой клиентов; однако в последнем случае группа уже не дает столь заметного снижения себестоимости услуг по сравнению с индивидуальным консультированием.

Вмешательство в рамках специальных программ осн. на допущении о предсказуемой последовательности событий в процессе взросления и соц. созревания чел. Такая предсказуемость позволяет предвидеть потребности клиента на разных стадиях жизни. Рез-т этого предвидения — разраб. программ, имеющих целью улучшить прохождение индивидуумом событий данных стадий.

Сравнивая индивидуальный, групп. и программный подходы, можно прийти к заключению, что программные подходы обычно используются в работе с клиентами, рост и развитие к-рых не отклоняются от нормативного из-за наличия к.-л. проблем; что индивидуальные подходы, как правило, применяются в работе с людьми, нуждающимся в дополнительной помощи при решении обычных карьерных проблем, и что групп. подходы ориентированы на работу как с нормально развивающимися людьми, так и с теми, кто испытывает разного рода трудности.

Основные направления работы в консультировании по вопросам карьеры

К осн. задачам К. по в. к. относятся профпросвещение, преодоление колебаний/нерешительности клиентов, определение паттернов (типов) карьеры, концептуализация вариантов карьерного роста и решение проблем, связанных с построением и корректировкой карьеры.

Профпросвещение

Профпросвещение мн. годы служило краеугольным камнем профконсультирования. Оно и сейчас остается важнейшим аспектом деятельности профконсультанта. К источникам профессиографической информ. относятся «Словарь названий профессий» (Dictionary of occupational titles), «Справочник профессиональных перспектив» (Occupational outlook handbook), разнообразные издания, в к-рых печатаются объявления о вакансиях, отражающие новейшие атрибуты различных профессий, а тж ряд более совр. автоматизированных систем поиска и «примеривания» профессий, напр. SIGI, позволяющих пользователю самостоятельно изучить мир профессий и оценить свои возможности в отношении привлекающих его занятий.

Концептуализация пути, к-рый люди проходят в своей трудовой жизни, составляет важное содержание работы консультанта по вопросам карьеры. Несмотря на то что Дональд Супер изначально не предусмотрел в своей концепции профессионального цикла различных типов карьеры, он популяризовал эту идею и способствовал широкому обсуждению темы множественности вариантов карьеры. Идея созревания в процессе прохождения стадий профессионального цикла неразрывно связана с понятием паттернов (типов) карьеры. Наблюдения показывают, что паттерны карьеры с годами меняются, и некогда относительно редкий паттерн — последовательная, или «ступенчатая», карьера — становится все более распространенным. В добавление к этому паттерны карьеры, по-видимому, отражают влияние ряда гендерных проблем и более тонких изменений в середине жизни, к-рые не учитывались в более ранних подходах профконсультирования.

Практические соображения, по к-рым К. по в. к. превратилось в отдельную специальность, связаны с проблемами профессионального выбора/отбора и профессиональной адапт. Выбор профессии — важная проблема преимущественно для заканчивающего школу чел., к-рый пытается преобразовать обширную область возможных профессиональных занятий в обозримое множество вариантов выбора дальнейшего образования и карьеры. Поэтому большинство исслед. были посвящены изучению того, как школьники выбирают профессию; в ходе этих исслед. создавались и использовались шкалы для оценки нерешительности, опросники профессиональных интересов и специализированные информационно-справочные системы. Большое число исслед. было предпринято для изучения процесса перехода от школьного обучения к работе.

Современное положение дел

Б. ч. К. по в. к. проводится в школах, в отделениях программы содействия трудоустройству наемных работников или в местах, где предоставляются др. психол. услуги, таких как частные бюро или реабилитационные клиники разного типа. Вследствие этого диапазон этических норм и правил работы в данной области консультирования существенно варьирует. В принципе, К. по в. к., как и любое др. психол. вмешательство, должно быть подчинено осн. этическим нормам, требующим от консультанта систематической работы с клиентом, невмешательства в личную жизнь и неразглашения полученных сведений, надежного хранения рабочих материалов и отслеживания итогов работы с клиентами в целях повышения качества услуг. К сожалению, обстановка, складывающаяся за пределами традиционных учреждений по оказанию психол. услуг, не способствует соблюдению этих норм в той мере, в какой этого хотелось бы, и те, кто работает в школах и в промышленности, могут время от времени сталкиваться с этически несовместимыми требованиями своих непосредственных работодателей. Как профессиональная область, становление к-рой растянулось на мн. годы, К. по в. к. остается довольно неразвитым в том, что касается систематического руководства этическими нормами и принципами.

См. также Развитие профессиональной карьеры (careerdevelopment) , Консультирование (counseling) , Практика найма рабочих и служащих (employmentpractices) , Промышленная психология (industrial psychology) , Профессиональное консультирование (occupationalcounseling)

С. Г. Осипов



Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


 
Rambler's Top100   курсы по психологии - ссылка