Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ


Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


Компьютеризованное адаптивное тестирование (computerized adaptive testing)

 

Определение

Адаптивное тестирование определяется в «Стандартах образовательного и психол. тестирования» (Standards for educational and psychological testing)как «последовательная форма тестирования, при к-рой последующие пункты (задания) теста выбираются в зависимости от ответов на предыдущие пункты (задания)». Отсюда К. а. т. — это адаптивное тестирование, проведение к-рого облегчается благодаря использованию компьютера. Строго говоря, К. а. т. — это просто такая процедура. Однако, термин «К. а. т.» нередко неправильно употребляют, путая эту процедуру с др. машинными технологиями, применяемыми в области психол. и образовательного тестирования. К последним относятся автоматизированное тестирование (computer-assisted testing), компьютерные тесты (computer-based tests), компьютерное проведение тестов (computer-administered tests)и машинная (автоматизированная) интерпретация тестов (computer-generated test interpretation). Все эти процедуры объединяет то, что они опираются на использование компьютера. Однако между ними существуют также и значительные различия в отношении целей и способов применения в области образовательного и психол. тестирования. Несмотря на то что это не связано непосредственно с темой К. а. т., представляется полезным кратко ознакомиться с истоками сегодняшнего активного, широкого применения компьютеров в тестировании и, можно даже сказать, попадания психометрии в зависимость от развития компьютерных технологий.

Адаптивное тестирование

Адаптивное тестирование основано на принципах последовательного анализа, впервые изложенных А. Вальдом. Основной целью этой процедуры яв-ся создание теста либо в когнитивной, либо в аффективной области, состоящего из заданий (пунктов), к-рые не выходят за пределы способности индивидуума или за пределы самого измеряемого конструкта. Это достигается путем привлечения группы экспертов в данной области или опытных создателей тестов для разраб. банка заданий (пунктов), релевантных измеряемой области. Каждое задание из этого банка затем ранжируется от низкого к высокому уровню трудности на основе информ. о пропорции тестируемых, дающих на него правильный ответ, или пропорции ответов на к.-л. пункт определенным способом. Эти процедуры впервые применил Лорд, впоследствии они были модифицированы и усовершенствованы им самим и др. психометристами.

Компьютеризованное адаптивное тестирование

С началом активного развития компьютерных технологий и применения теории «задание—ответ» (IRT)в качестве инструмента анализа заданий была создана основа для использования компьютеров в адаптивном тестировании. Процедура выбора заданий (пунктов) и порядка их предъявления тестируемому существенно облегчалась машинными операциями. Вайс из Миннесотского университета стоял у истоков первых разработок К. а. т. Последние разработки и перспективные планы включают составление тестовых заданий (пунктов) в реальном режиме времени самим компьютером.

Поначалу преимущественное использование К. а. т. ограничивалось тестами способностей и достижений. Недавние разраб., однако, позволили применять его также в такой области некогнитивного тестирования, как измерение аттитюдов. И в том и в др. случае стратегия заключается в предъявлении тестируемому следующего по порядку задания умеренной трудности, к-рое выбирается компьютером из общего банка заданий в зависимости от рез-та предыдущего ответа. Задания в этом банке градуируются с использованием IRT-методов, реализованных на уровне программного обеспечения. В этом смысле можно сказать, что тест «адаптирует сам себя» к уровню способностей или аффективным конструктам тестируемого. Конечной желаемой целью процедур К. а. т. является разраб. теста, который обнаруживал бы практически одинаковую валидность и надежность в отношении всего диапазона тестируемого содержания или измеряемых конструктов.

См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Педагогическая оценка (educational assessment) , Человеческие факторы (human factors) , Шкалирование по Лайкерту (Likert Scaling) , Стандартизация теста (teststandardization)

П. Ф. Меренда



Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


 
Rambler's Top100