Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ


Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


Интоксикационные психозы (toxic psychoses)

 

И. п. представляют собой нежестко связанную группу расстройств, общим для к-рых является то, что аберрантное поведение следует за или совпадает с употреблением какого-то экзогенного вещества при ингаляции, приеме внутрь и прямой абсорбции, или наблюдается при эндогенном возникновении токсических продуктов в ходе к.-л. заболевания. Симптоматически И. п. напоминают друг друга наличием делирия, проявляющегося в нарушениях внимания, нарушениях восприятия (иллюзии и галлюцинации), неспособности сохранять ясность мышления, дезориентации во времени, пространстве и/или собственной личности, нарушениях памяти, тревоге, страхах, раздражительности и иногда психомоторном возбуждении. Деменция, нарушающая соц. и профессиональное функционирование, может тж наблюдаться с делирием или без него, но она более характерна для состояний хронической, а не острой интоксикации.

К экзогенным токсическим агентам, вызывающим И. п., относятся бромиды, амфетамины, производные барбитуровой кислоты, диэтиламин лизергиновой кислоты (ЛСД), морфин, кокаин, марихуана, алкалоиды белладонны, хлоралгидрат, паральдегид и металлы: свинец, мышьяк, ртуть и марганец. Кроме этого, аналогичные психотические реакции могут присутствовать при чрезмерном употреблении антипаркинсоников (напр., леводопы), противосудорожных средств, лития, циметидина, фенциклидина, эргота (грибок, содержащий алкалоиды), алкоголя, легально распространяемых диетических добавок (фенилпропаноламин) и назальных спреев (фенилэфрин).

Эндогенные токсины, вызывающие психоз, могут быть следствием диабета, заболеваний почек и печени. Повышенное содержание порфирина — результат генетически обусловленного нарушения обмена веществ — может тж вызывать психотическую симптоматику. Дифференциальный диагноз предполагает клиническое наблюдение, тщательный и полный анамнез, получаемый как от больного, так и от его родственников и друзей, а тж адекватное психиатрическое и лабораторное обследование.

Лечение психотического поведения начинается со снижения количества присутствующего в организме токсического вещества. В случае злоупотребления лекарственными препаратами внимание тж должно уделяться первоначальному расстройству, в связи с к-рым больной принимал лекарство, спровоцировавшее психотическое поведение. Психотер., направленная как на патогенные психол. факторы, так и на непосредственные и отдаленные личностные цели, важна так же, как и медикаментозное лечение, и проводится одновременно с ним или после его завершения.

См. также Нейротоксические вещества (neurotoxicsubstances) , Злоупотребление психоактивными веществами (substance abuse)

У. Эдмонстон-мл.



Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


 
Rambler's Top100