Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ


Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


Гормическая психология (hormic psychology)

 

Г. п. представляет собой в основном плод трудов Уильяма Мак-Дугалла.

Мак-Дугалл определял психологию как «позитивную науку о поведении (conduct)живых существ», приравнивая термин «conduct» (как поведение, подчиняемое определенным принципам) к термину «behavior» (поведение в широком смысле).

Сам термин «гормическая» происходит от греческого слова, означающего «побуждение» к достижению некой цели. Мак-Дугалл считал целенаправленное поведение ядром психологии всех живых существ. К числу отличительных особенностей намеренного, или целенаправленного, поведения он относил: а) его самопроизвольность; б) продолжение до достижения цели; в) вариабельность в том смысле, что если цель не достигалась одним способом, организм мог использовать др.; г) продолжение др. действий, направленных на достижение др. целей после прекращения к.-л. конкретного действия, обеспечившего достижение данной цели; д) усовершенствование в рез-те повторений. Хотя Мак-Дугалл особо подчеркивал инстинктивную природу стремления к цели, он не отвергал и нек-рой роли научения.

Мак-Дугалл сформулировал теорию инстинктов, ставшую составной частью его системы. Инстинкт имеет три аспекта. Во-первых, каждому отдельному инстинкту свойственна перцептивная предрасположенность к тому, чтобы «замечать» одни стимулы и не «замечать» др. Во-вторых, существует тж и предрасположенность к совершению движений, способных привести к достижению цели. В-третьих, между перцепцией и движениями к цели лежит эмоциональное ядро (core), яв-ся источником энергии, или движущей силой, инстинкта.

Мак-Дугалл насчитал у чел. 12 осн. инстинктов. Впоследствии он дополнил этот список, и к 1932 г. число инстинктов возросло до 17. Примерно в это же самое время термин «инстинкт» применительно к чел. впал у психологов в немилость, что заставило Мак-Дугалла заменить его термином «склонность», хотя суть концепции осталась прежней. В первоначальный перечень Мак-Дугалла вошли следующие инстинкты: голод, отвергание нек-рых веществ, любопытство, избегание, драчливость, половое влечение, материнский или отцовский инстинкт, стадность, самоутверждение, подчинение, строительство и приобретение. В нек-рых из этих инстинктов Мак-Дугалл не смог идентифицировать эмоциональное ядро, хотя продолжал настаивать, что оно существует в каждом инстинкте. Позднее он добавил еще 5 инстинктов: призыв (крик), смех, комфорт, отдых или сон и миграция.

Нек-рые более сложные проявления челов. поведения определяются не одним, а неск. инстинктами. Комбинации инстинктов, направленных на один и тот же объект, были назв. Мак-Дугаллом «чувствами». Напр., любовь мужчины к своей жене заключает в себе половой и материнский инстинкты. По мнению Мак-Дугалла, в основе большинства проявлений нашего соц. поведения лежат комбинации инстинктов, но какого-то отдельного «соц. инстинкта» как такового у чел. нет. Наше соц. поведение определяется сочетаниями разных инстинктов.

Реализация инстинкта улучшается с повторением. Как перцептивные, так и двигательные предрасположенности могут видоизменяться. По мере взросления чел. его детская агрессивность, направленная на родителей, сменяется агрессивностью по отношению к окружающим, от к-рых может исходить опасность, и не имеет значения, кто эти люди, — те, с кем он постоянно общается, или враги на поле боя. Эти модификации и были теми средствами, с помощью к-рых Мак-Дугалл объяснял научение.

Мак-Дугалл признавал учение о том, что чел. наделен нек-рыми врожденными способностями, такими как интеллект, музыкальные или изобразительные способности, способность к работе с машинами и механизмами или к занятиям спортом. Но чтобы эти врожденные способности проявились, необходимо вмешательство определенного инстинкта — их движущей силы. Без участия инстинкта потенциал чел. никогда не будет реализован.

Мак-Дугалл остался чемпионом по количеству непопулярных причинных объяснений. Он поддерживал анимистическую доктрину «души», утверждая, что даже неорганическая материя в известной мере наделена ею, и верил в существование психич. (паранормальных, — А.А.) феноменов. Возможно, самым непопулярным из его причинных объяснений была вера в предложенную Ламарком теорию эволюции, согласно к-рой приобретенные признаки передаются но наследству.

Мак-Дугалл полемизировал с Джоном Уотсоном, основателем бихевиоризма. В ходе этой полемики Уотсон критиковал представления Мак-Дугалла об инстинктах и отстаивал роль научения. Отвечая на критику, Мак-Дугалл заявлял, что отрицание Уотсоном понятий разума или сознания, к-рые Мак-Дугалл признавал в своем учении о «душе», уничтожает неприемлемо большую часть законного предмета психологии.

Р. У. Ландин



Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


 
Rambler's Top100