Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ


Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


Гандикап (handicaps)

 

Г. представляет собой состояние, при к-ром сочетание физ., умственных, психол. и/или соц. качеств или процессов затрудняет приспособление человека, не позволяя ему достичь оптимального уровня развития и функционирования. Полезно отличать инвалидность — физ. или психич. дефект, нарушающий функционирование индивидуума, от Г. — определенного комплекса соц. и психол. реакций на это состояние. К сожалению, в литературе во мн. случаях это различение не используется и два термина употребляются как взаимозаменяемые. Мы проводим такое разграничение и делаем акцент на том, что инвалидность не обязательно включает в себя Г.

Два осн. подхода к концептуализации Г. иллюстрируют сложность превращения инвалидности в Г. Господствующий подход использует понятие болезни для объяснения индивидуальных различий или отклонений, характеризующих инвалидность. Инвалидность представляется негативной особенностью, к-рая отдаляет инвалида от «нормальных» людей и требует таких медицински ориентированных вмешательств, как диагностика и лечение.

На настоящий момент эта мед. ориентация доминирует в сфере здравоохранения и гос. политике. Др. параметрами, важными для классиф. инвалидизирующих состояний, являются степень тяжести, а тж признание сосуществования этих состояний, что отражено в понятии множественно инвалидизированного индивидуума. Далее, областью, в к-рой Г. находит свое отражение в классификационной схеме, является образование, где имеется понятие образовательного Г. — состояния, к-рое негативно сказывается на школьной успеваемости. Каждое из таких состояний нарушает или ограничивает функционирование человека и потенциально угрожает его развитию и адапт.

При альтернативном подходе к концептуализации Г. он рассматривается как соц. конструкция, а не как свойство, присущее инвалиду. Нетти Бартель и Сэмюель Гаскин так излагают сущность этого подхода: «Г. — это соц. состояние, состояние, созданное об-вом. Физ. или поведенческие особенности чел. становятся Г. лишь до той степени, в к-рой об-во, др. люди или сам чел. считают их выделяющимися и нежелательными... В результате такого соц. определения возникает характерная обстановка и стиль поведения, к-рые последовательно все больше и больше отдаляют чел. от нормального стиля жизни и, с течением времени, убеждают всех имеющих к этому отношение в его действительной неполноценности.»

Концепция Г. как соц. конструкции подразумевает проведение параллели между лицами с Г. и др. меньшинствами или социально обделенными группами. «Гандикапизм» — предрассудки по отношению к инвалидам и лицам с к.-л. отклонениями от нормы — становится, т. о., разновидностью расовых и гендерных предрассудков, существующей в нашем об-ве как в открытых, индивидуальных и институциональных, так и в скрытых формах.

Движение за гражд. права способствовало повышению осознания наличия этой проблемы и ответственности об-ва за инвалидов. Ряд законодательных и судебных решений продвинули наше об-во в направлении более гуманных и плюралистических подходов к ним. Закон о реабилитации от 1973 г. (Rehabilitation Act of 1973)и Закон об образовании для всех детей-инвалидов (Education for All Handicapped Children Act)отражают этот важный прорыв к обеспечению образовательных, гражд. и челов. прав для инвалидов, в рамках к-рого определены обязательства государства — гаранта их психол. и физ. благополучия. Основу этого подхода составляют, в частности, такие концепции и политические стратегии, как деинституционализация, интеграция в об-во и нормализация. Деинституционализация представляет собой стратегию «перевода» инвалидов из институциональной и сегрегирующей среды в здоровую среду с обеспечением удовлетворения их специфических нужд в открытом об-ве. Это предполагает интеграцию инвалидов в минимально ограничивающую обстановку, повышающую для них возможность оптимального, нормализованного развития.

Д. Л. Вертлиб



Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


 
Rambler's Top100