Россия одна из последних среди стран, ведущих борьбу с курением

Россия пока совсем не торопится занять место в первых рядах стран, активно борющихся с курением и экономической экспансией табачной индустрии. По данным комитета Госдумы по охране здоровья, наша страна находится на первом месте в мире как по потреблению табака на душу населения, так и по темпам распространения этой вредной привычки, а также занимает место в “группе лидеров” по подростковому курению.

В период с 1996 по 2006 год отечественное потребление табачных изделий возросло в полтора раза – до 375 млрд штук в год. Страна занимает третье место /после Китая и США/ по производству табачных изделий. За последние 10 лет производство сигарет выросло у нас в два раза и достигло 413 млрд штук в год. Смертность от заболеваний, связанных с табакокурением, выросла в России за тот же период с 250 до 400 тыс человек. “В России, где курит 35,1 проц взрослого населения, табак ежедневно убивает 700 человек”,- отмечает зампред думского комитета Николай Герасименко. Как сообщили ИТАР- ТАСС в Роспотребнадзоре, за последние в России 20 лет доля курильщиков увеличилась на 440 тыс человек, в первую очередь за счет молодежи и женщин. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40 проц юношей и 7 проц девушек – это почти 3 млн подростков. При этом каждый день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет соответственно.

В большинстве промышленно развитых стран принято законодательство, запрещающее рекламу сигарет и продажу табачных изделий несовершеннолетним. Во многих европейских странах действует запрет на курение в общественных местах, а на территории Евросоюза вступила в силу юридическая норма, которая разрешает не брать на работу курильщика.

Страны-участницы Конвенции ВОЗ по борьбе с курением, вступившей в силу в феврале 2005 года, в течение 5 лет обязались выработать законодательные, исполнительные и административные меры по сокращению табакокурения. В частности, странам-участницам рекомендовано повысить налоги на табачные изделия, ограничить или прекратить их продажу в зонах беспошлинной торговли, запретить рекламу, участие табачных компаний в спонсорских акциях, причем не только на территории данной страны, но и за ее рубежом. Документом предусмотрено и снабжение сигаретных пачек всей необходимой информацией, включая содержание смол и никотина, степень крепости, а также предупреждение об опасности для здоровья.

Россия, однако, до сих пор не присоединилась к этой Конвенции, участниками которой в настоящее время являются 147 стран. Ряд мер, направленных на ограничение курения, все же принят и у нас. Так, в 2002 году вступил в силу Федеральный закон “Об ограничении курения табака”, согласно которому, введен запрет на курение на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, больницах, учреждениях культуры и образовательных организациях – за исключением специально отведенных для этого мест. В ноябре 2004 года он был дополнен поправками, запрещающими “розничную торговлю табачными изделиями в учреждениях здравоохранения, на территориях и помещениях образовательных учреждений, а также на прилегающей к ним территории в радиусе 100 метров”. В настоящее время думская фракция “Единая Россия” готовит проект закона, согласно которому на пачках сигарет должны быть увеличены предупредительные надписи о вреде курения.

Борьба с ограничением экономического влияния табачной индустрии также пока не вошла в приоритеты российского правительства. Между тем в США это делается последовательно, параллельно с мерами по ограничению “жизненного пространства” для самих курильщиков. Два года назад Минюст США возбудил иск против крупнейших табачных компаний страны на сумму в 280 млрд долларов. В тексте иска содержались обвинения в адрес отрасли в том, что с 50-х годов табачники “говорили полуправду или полную неправду” о последствиях употребления сигарет и затратили сотни миллионов долларов на финансирование лоббистских усилий, призванных скрыть достоверные научные данные о воздействии курения на здоровье. Для подачи иска в окружном суде Вашингтона Минюст воспользовался законом о борьбе с рэкетом и организованной преступностью.

Этот удар по позициям могущественной отрасли стал вторым, нанесенным властями за последние 10 лет. В конце 90-х годов схожие обвинения против фирм-производителей табачных изделий выдвинул ряд американских штатов. Тогда табачная индустрия по условиям достигнутой мировой договоренности выплатила истцам 246 млрд долларов, пошла на ограничения рекламы своей продукции и резко сократила лоббистскую деятельность.

Этот комплексный подход, надо отметить, дает неплохие результаты.В 2006 году 7 американских штатов и 116 городов и муниципалитетов приняли законы, запрещающие курение в общественных местах. По данным ассоциации “Американцы – за права некурящих”, на сегодняшний день такие законы действуют в 22 штатах и 577 городах и округах страны, в которых проживает 50,2 проц населения США. Во всех без исключения американских штатах продолжают ужесточаться законы, запрещающие курение. Так, например, в штате Вашингтон принят закон, это запрещается делать не только в общественных зданиях, но и на расстоянии 7,5 метров от них. За нарушение нового закона введен штраф в размере 100 долларов. Кроме того, уже в 75 проц американских семей курящим домочадцам и гостям запрещено отравлять воздух дома сигаретным дымом. Этот показатель почти в два раза превышает аналогичный 10-летней давности, когда курильщиков выставляли за дверь лишь в 43 проц американских домов.

В условиях растущего прессинга в развитых странах табачные гранды перемещают производство на территорию новобранцев глобального рынка, прежде всего, в Восточную Европу и Россию. В апреле этого года японский табачный гигант Джэй-Ти /JT/ объявил о достижении контроля над 34 проц российского рынка сигарет и планах наращивания этой доли. Ради этой цели Джей-Ти приобрела британскую компании “Галлахер”, которая выпускает и продает в России сигареты под марками Sovereign, LD, CITY, “Тройка”, “Арбат”, “Московские”, “Прима” и “Дукат”.

Стоимость сделки составила около 15 млрд долларов, что стало самым крупным в истории поглощением японской корпорацией иностранной компании. В пресс-релизе Джэй-Ти отмечается, что сделка была официально утверждена антимонополистическими ведомствами Евросоюза, России, Украины, а также ряда других стран и территорий. Как отмечают сами табачники, японская компания уделяет рынку бывшего СССР особое внимание, “поскольку сбыт табачных изделий в России и СНГ растет, в то время как спрос на них в Западной Европе и самой Японии падает или стоит на месте”.

Среди более-менее заметных российских инициатив в этой сфере, можно упомянуть предложение партии “Единая Россия” существенно, не менее чем на 20 проц в год, повышать акцизы на табак в РФ. Как заявил на этой неделе лидер единороссов спикер Госдумы Борис Грызлов, “стоимость сигарет в России недопустимо низка и, в частности, для ребенка, сопоставима с ценой на мороженое”.

Напомнив, что сегодня в России курят 40-50 проц молодежи, 70 проц взрослых мужчин и 30 проц женщин, спикер обратил внимание на необходимость ускорения присоединения России к рамочной конвенции ВОЗ. Он также высказался за формирование “единой государственной политики по профилактике и ограничению курения, в том числе в целях улучшения демографической ситуации”.